• vil.volovo@tularegion.org
  • 301570, Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 48 (3 этаж, каб.53)
  • 8 (48768) 2-10-898-950-907-35-64
 
Каждая игрушка хранит частицу души мастера 23.11.2019 09:00:00

Каждая игрушка хранит частицу души мастера

Кисть, управляемая умелой рукой, мягкими, плавными мазками наносит краску на глиняное изделие. Детские руки обмакивают ее в разные цвета и прорисовывают различные элементы орнамента: зигзаги, полосы и круги, волнистые линии, точки, пятна, клетку, в зависимости от того в какой технике будет выполнена роспись. И в последствие получится красочная, жизнерадостная глиняная игрушка.

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой русской культуры. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Она близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

В стародавние времена дом без этих фигурок считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Верили, что они охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась и символом продолжения рода.

Существовала вера в то, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Они создают в доме атмосферу добра и любви, дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми, окружающим миром, особенно, если они сделаны своими руками и в них вложены усердие и душа.

На Руси изготовлением глиняных игрушек занимались не только отдельные умельцы, но и целые семьи осваивали это ремесло. Старшие учили младших, так, переходя из поколения в поколение, и дошли до наших дней яркие, добрые игрушки.

Николай Петрович Шестов, преподаватель Воловского центра внешкольной работы, более 10 лет занимается с детьми изготовлением глиняных игрушек. Педагог ведет большую работу по развитию декоративно-прикладного искусства. Он передает им свои знания и навыки, на его уроках всегда царит творческая атмосфера, обучающиеся постигают секреты мастерства, учатся мыслить, самостоятельно работать. На занятиях детям хорошо и комфортно, поэтому учащиеся посещают их с большим интересом.

 

-Николай Петрович, приобщение молодого поколения к русской культуре, традициям, очень важно. Что Вы хотите донести до ваших учеников?

-Пласты многовекового культурного наследия русского народа бесконечно разнообразны, но невозможно представить себе культуру России без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, демонстрирует его моральные, эстетические ценности и художественные вкусы.

Народное искусство обладает большими возможностями и позволяет приобщать детей к духовной культуре, частью которой оно является. Поэтому декоративно-прикладное творчество должно активно вовлекаться в процесс воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран настойчиво внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания маленького человека и развития его художественно-творческих способностей.

Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувства, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому, художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему гармоничному развитию личности.     

Наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы. Народные традиции, фольклор, декоративное творчество стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся к народной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Отличительной особенностью моей программы является то, что искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа.

Это и есть основные моменты, которые я хочу донести до детей, посещающих мои занятия.

И все это мы постигаем через изготовление красивых глиняных игрушек. Они радуют глаз и наполняют теплом душу.

Творчество помогает ребенку открыть в себе индивидуальность и реализовать себя в обучении, общении.

Лепим животных, птиц, людей

На занятиях ребята получают практические навыки по изготовлению лепных изделий из глины.

Чтобы вылепить заготовку из глины, сначала нужно подготовить этот материал. Для лепки используются не только руки, но и другие вспомогательные инструменты. А когда изделие готово, нужно его высушить в специальной печи (кстати, печь для обжига игрушек Николай Петрович сделал сам – прим.автора) и затем приступить к декорированию.

Мы изучаем и осваиваем способы лепки Филимоновской, Яснопольской, Каргопольской, Дымковской, Баскаковской игрушки.

С течением времени глиняная игрушка приобрела ряд образов – это животные, птицы, люди.

Каждый образ в народном творчестве имеет свое значение, символ.

Птица — это символ радости, счастья, это душа предков.

Конь — главный символ солнца и оберег.

Медведь — символ могущества, пробуждение природы.

Баран, корова — могущество, плодородие.

Козел — добрая сила.

Олень — символ изобилия.

Баскаковская игрушка

В нашей местности также занимались изготовлением глиняных изделий. Игрушки делали в селе Баскаково.

Создание этих фигурок – проявление жителей любви к своей малой родине: утренним рассветам, пению птиц, бескрайним просторам. Изделия мастеров этой местности не похожи на другие, баскаковская игрушка имеет свой особый узор и специфику раскраски, всем своим содержанием раскрывая незамысловатый бытовой сюжет сельской жизни.

 

Стоит отметить, что работы воспитанников Николая Шестова принимают активное участие в районных, региональных и всероссийских выставках и занимают призовые места. Творческая работа «Семейство бобров» была напечатана в журнале международного детского экологического форума «Зелёная планета-2011».

И сейчас ребята вовсю трудятся над своими глиняными изделия, которые впоследствии будут радовать окружающих. Ведь каждая из них содержит теплоту рук мастера и хранит частицу его души.

                                                                                                                            Лариса Придачина



Возврат к списку

Написать в редакцию