• vil.volovo@tularegion.org
  • 301570, Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 48 (3 этаж, каб.53)
  • 8 (48768) 2-10-898-950-907-35-64
 
13.12.2015 19:28:52

Пророк Наум наставь меня на ум

14 декабря – день Наума Грамотника. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Наума называют «грамотником», покровителем науки, школы и ребят - учеников: «Батюшка Наум, наведи ум». В Станционном сельском филиале библиотеки проведена игровая программа по русскому языку "Весёлая азбука" к Дню Наума-Грамотника.

Заглянем в словарь Кирилла и Мефодия и выясним значение этого слова"грамота"

Слово «грамота» произошло от греческого «грамма» - «написанное». Значит, грамота- это умение читать и писать. Люди мечтали об умении читать и писать, тянулись к знаниям, прекрасно понимая, что «без грамоты – как без свечи в потемках».

Кто такой Кирилл и что это за Мефодий? Это два брата. Они родились в городе Солуни Византийской империи. Там жили и греки, и славяне, и разные другие люди. Поэтому Кирилл хорошо выучил не только родной греческий язык, но и славянский, латинский, еврейский, арабский… Вообще, он стал эн- ци- кло- пе- ди- чески образованным человеком!

И Мефодий, старший брат, тоже много читал и много знал.

Братья Кирилл и Мефодий вели просветительскую работу, проповедуя вместе с христианством законы нравственности, человеколюбия, добра и справедливости. Но вся беда была в том, что славяне своих книг не имели, а по-гречески не понимали. В 863г. Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит. В честь создателя русская азбука называется кириллицей.

Шли десятилетия, письменность изменялась, исчезали лишние буквы.

На Руси существовал давний обычай 14 декабря отдавать отроков- детей своих в ученье к дьячкам, отставным солдатам и прочим сельским грамотеям - так называемым мастерам грамоты. К этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы. Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем матушка сажала сынка за стол. Учитель садился рядом и торжественно раскрывал букварь. Тут, по обычаю, мать принималась плакать и молить «не морить её сынка за грамотой». Первый урок был показательным - дальше первой буквы дело (обучение) не шло. Букварь бережно заворачивался в холстину и укладывался на божницу - за иконы. Учителя после его трудов угощали, подавали каравай хлеба – от хозяина и полотенце – от хозяйки. Затем с поклоном провожали учителя до ворот, на чем « посвящение в ученики» и заканчивалось.

На следующий день мальчик с букварем и розгой отправлялся к учителю в школу. Рядом с ним шла мать с горшком гречневой каши для учителя, чтобы он был подобрее и пореже порол розгой ученика. Побогаче мамаши несли курицу или гуся. Занятия в школе начинались в 7 утра.

Буквари были рукописными, написанные разными почерками, поэтому учиться по ним было очень трудно. Еще труднее было учиться письму, да и стоило дороже - бумага была очень дорогая. Обучали письму просто: клали пропись и заставляли копировать ее.

Суровые учителя не любили долго разъяснять непонятное для учеников, и чуть что давали подзатыльники, наказывали розгами и плетью.

До обеда повторяли вчерашний урок, в полдень обедали, спали и с 2- х часов до вечера учились. Затем убирали школу и расходились по домам. И так каждый год, не одно столетие учились наши предки. Со старины до наших дней молятся святому Науму об успехах в науках.

- «Пророк Наум наставь меня на ум»

- «Приди Батюшка Наум - наведи меня на ум»

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

 



Возврат к списку


Написать в редакцию