• vil.volovo@tularegion.org
  • 301570, Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 48 (3 этаж, каб.53)
  • 8 (48768) 2-10-898-950-907-35-64
 
Учимся учиться, Или трудные будни родителей первоклассников 26.09.2020 12:40:00

Учимся учиться, Или трудные будни родителей первоклассников

С поступлением в первый класс начинается новый период жизни не только для ребёнка, но и для родителей. Обучение в школе не ограничивается лишь учёбой – для маленького человека это неизвестная среда с новыми впечатлениями, своими правилами и требованиями. Как родителям помочь своему школьнику быстрее адаптироваться к новым условиям деятельности, рассказывает Татьяна Ивановна Сапронова – педагог-психолог отдела диагностики и методического сопровождения.

Мы как специалисты, готовящие деток к школе, всегда разговариваем с родителями о том, что сделать, чтобы не допустить момента дезадаптации. И говорим о многих компонентах готовности к школе.

В норме период адаптации занимает от месяца до трех. Все родители, в первую очередь, считают, что ребёнок должен быть готов интеллектуально: уметь читать, писать считать.

Как специалист, я считаю, что у ребенка должна быть рука готова к письму, ему должно быть привычно взять в руку ручку или карандаш. Но мы говорим о том, что необходимо сформировать и другие основные компоненты успешной адаптации.

Очень важным является социальный блок, направленный на коммуникацию и коммуникативные навыки, взаимодействие с другими незнакомыми детьми и взрослыми. Естественно, стресс вызывает новая ситуация: новое здание, новые условия для деток. Очень важным компонентом, о котором почему- то не говорят, является физиологический компонент, физическое состояние ребёнка, его выносливость, работоспособность, темп деятельности.

До начала учёбы в школе у ребёнка уже должен быть стабильный режим. Обычно летом родители позволяют детям встать и лечь чуть позже, и тут вдруг приходится вставать в 7 часов, а кому-то и раньше. А переключить биологические часы резко для первоклассника очень-очень сложно. Родители должны учитывать, что на это требуется минимум месяц, а в идеале – 2-3 месяца.

Очень важным является момент произвольности. Это означает выполнять те нормы и правила, которые будут в школе. Этот компонент зависит и от умения школьников слушать и слышать, что говорят взрослые.

Существенное влияние оказывает взаимодействие с педагогом, введение им школьных правил. Бывают такие случаи, что взрослые не формируют чёткие правила, которые должны быть предъявлены детям. И они в силу возраста не могут понять, что им делать? Куда положить книгу? Как приготовить ручки и карандаши? В связи с тем, что ситуация непривычная, не стабильная, у ослабленных деток могут возникать соматические проблемы.

Поощрение и наказание

Моя позиция стойкая и проверенная на практике: любого ребёнка необходимо поощрять. В центре мы поощряем малышей сладостями: конфетки в конце занятия. А деток постарше, которые проходят подготовку к школе, стимулируем наклеечками. Ребёнок чувствует, что он справился и получил за это награду в подтверждение значимости того, что делает.

Я всегда привожу пример родителям. Вы, взрослые люди, в первый раз сели за руль и вам надо вести машину. С первого раза вы не поведёте, это нормально. А ребёнку вы дали тетрадь в клетку и сказали: пиши цифры, и думаете, что он сразу должен правильно написать? Такого не бывает. Найдите среди того, что ребёнок делает, то, что у него получилось, и похвалите. Например, если он написал строчку палочек коряво, плохо, вы найдите одну, которая хоть немножко похожую на ту, которая должна быть, – покажите её ребёнку, обведите её. Похвалите ребёнка: ты – молодец, у тебя получилось, и дайте приз за его старания.

Говорят, что маленьким деткам не ставят оценки. Я в своей практике использую такой способ – ставлю «пятёрки». Все детки знают, что в школе самая высокая оценка – «пятёрка», и я ставлю их разного размера. Если ребёнок всё сделал великолепно – я могу на всю страницу поставить. Главное, говорить, что мы играем.

Есть очень хорошие адаптационные сказки, например, «Лесная школа» Марины Панфиловой для знакомства деток с правилами поведения в школе.

Родительские установки – самые серьёзные и самые сложные для коррекционной работы. Родители – авторитетные люди. Были такие случаи в практике, когда ребёнку шестилетнего возраста сказали: ты никогда не сможешь отвечать у доски, и в школе этому ребёнку было очень сложно учиться. Мы отслеживали жизнь этой девочки, и когда она стала уже взрослой женщиной, в её голове всегда звучали эти слова: у тебя ничего не получится. Родители должны помнить: необходимо поддерживать ребенка не только в случае успеха, но и помогать ему сохранять веру в возможность достижения цели.

При установлении правил необходимо создание не только системы поощрений, но и системы санкций, наказаний за нарушение установленных правил. Важно понимать, наказание должно быть адекватным и не должно включать в себя элемент создания негативных установок.

Опека или самостоятельность?

Я считаю, что формировать самостоятельность у ребёнка нужно как можно раньше, ведь она вдруг не появится.

Родителям, которые приходят к нам с детьми на подготовку к школе, я всегда говорю: запомните, не главная цель научить ребёнка считать и считать, главная цель – научить, чтобы ребёнок понимал, что он сам открывает портфель, сам достает книгу, готовится к уроку. Сначала ему надо обязательно показать, как нужно делать. Родитель должен четко понимать те правила, которые существуют в школе, знать правильность оформления в тетрадях домашней, классной работы, чтобы подсказать. И контролировать, пока эти навыки не выработаются, а потом понемногу давать ребёнку проявлять самостоятельность. Не сразу отсаживать в другую комнату – всё, ты сам! Нужно, чтобы у первоклассника была возможность задать родителю вопрос.

Очень важно взаимодействие родителей и педагога. Ребёнок может правила и то, что говорят, понять не так, ведь первые дни в школе – это стрессовая ситуация, и она не даёт возможности ребёнку всё запомнить.

Педагоги знают, что первые требования к детям, правила поведения в школе необходимо транслировать и родителям, чтобы они закрепляли их дома.

Обязательно родитель должен помнить о физических возможностях своего ребёнка, несмотря на свои желания.

Если очень большие нагрузки в школе и ребёнок не справляется, возможно, стоит перенести или отменить дополнительные занятия на некоторое время. Иногда, давая   возможность ребёнку адаптироваться в школе, родители принимают решение не посещать секции, а потом, видя, что состояние ребёнка стабилизировалось, можно подключить секции снова. Родитель обязан отслеживать это сам.

Детские конфликты

Новый коллектив, становление детей. Когда в детский конфликт нужно вмешиваться, а когда не стоит?

Снова возвращаемся к индивидуальным особенностям. Если ребёнок не был приучен к самостоятельности, не сформированы у него правила взаимодействия с другими детьми, он не умеет общаться, он отстаивает только свои интересы, у него завышенная лидерская самооценка, он не слышит, не понимает и не видит других – здесь может быть конфликтная ситуация. Но, к сожалению, часто и у родителей есть такая позиция: не нравится тебе, пристают – бей сразу.

Родитель может научить ребенка правильно реагировать на конфликтные ситуации: не поддаваться на провокации драться, говорить о своем желании или нежелании играть с другими детьми.

В школе должна быть возможность сказать педагогу о проблеме. В первом классе ребёнок должен ощущать поддержку взрослого, будь то родитель или педагог, и если педагог говорит «разбирайтесь сами» (такое тоже, к сожалению, бывает), то это неправильно.

Бывают ситуации, когда ребёнок не может правильно объяснить, что произошло, если он активный, и именно на этого ребёнка могут больше обращать внимания и во всех проблемах делать его виноватым. Педагогу надо быть очень внимательным и чётко объяснить родителям, поддержать или наказать. Хочется отметить, что наказанным ребёнок за проступок может быть только один раз. Если его наказали в школе, не надо за это же наказывать дома. Это родители должны помнить. И главное, к чему нужно призывать, это к спокойному и толерантному отношению, принятию других детей и их особенностей. Сейчас у нас инклюзивное образование, дети бывают разные, с разными особенностями. Нужно учить детей: как ответить, как спросить, как познакомиться с ребятами? Проигрывать эти ситуации дома.

Как научиться отказывать детям

Это нужно делать как можно раньше, когда ребенок начинает понимать: да и нет. И если родитель не позволял ребёнку проявлять самостоятельность, до 5 лет доставал звёзды с неба, то резко вдруг перед школой устанавливать жёсткие правила – это неправильно. Ребёнку непонятно, почему было по -другому. Любому родителю надо понимать, что резко прекратить те условия и правила, которые были, нереально. На всё необходимо время. Взрослый должен чётко уметь сказать ребёнку «нет». Другое дело, что дети манипулируют по- разному. Кто-то кричит, визжит, и соседи вызывают полицию. Необходимо отстаивать свою позицию и, если нужно, на это время даже договориться с соседями.

Часто бывает такая ситуация в семье: есть несколько взрослых, у которых разные требования, например, мама запрещает, а папа разрешает. Это вредит ребёнку. И родители должны понимать, что им нужно договориться и придерживаться единого мнения.

Когда необходимо обращаться к специалистам

В первую очередь, это соматические проявления: когда поход в школу сопровождается повышением температуры, расстройством пищеварительного тракта, скачками давления. И это связано именно с походом в школу. Крики, плачи, отказы. Либо уход в себя, когда ребёнок вообще ничего не рассказывает, замыкается. Особенно, когда такие проявления наблюдаются длительное время. Здесь необходимо разбираться, понять, что случилось и почему. Очень важно в таком случае пообщаться со сверстниками ребёнка, педагогами и выявить причину стрессового состояния школьника.

Если такие проявления кратковременные, то, возможно, ребёнку нужно просто дать один день отдохнуть.


Елена Верхорубова, директор областного центра «Помощь»:

Если родители наблюдают у своих детей поведенческие изменения и считают необходимым обратиться к специалисту нашего центра, то записаться на приём можно по телефону 8(4872) 31- 22- 53. Мы является областным центром и работаем с детьми граждан, проживающих в Тульской области.

 

 

                                                                                                                           Анна ЗАМОЛОТОВА



Возврат к списку

Написать в редакцию