• vil.volovo@tularegion.org
  • 301570, Тульская область, п. Волово, ул. Ленина, д. 48 (3 этаж, каб.53)
  • 8 (48768) 2-10-898-950-907-35-64
 
29.10.2015 15:36:24

Вступил в силу Кодекс административного судопроизводства

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Кодексом введен новый порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Одновременно соответствующие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентировавшие ранее порядок рассмотрения указанных дел, утратили силу. Подробности от прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тульской области  О.Лазукиной:

- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует рассмотрение Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

К таким делам относятся дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссии, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц. Кодекс также регулирует производство дел о приостановлении деятельности или о ликвидации политических партий и общественных объединений, религиозных и некоммерческих организаций; о прекращении деятельности средств массовой информации; о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждение; о госпитализации в психиатрический или противотуберкулезный стационар в недобровольном порядке и другие.

Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

Кроме того, положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Кодексом суды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику. Процессуальное положение указанных участников административного дела практически идентично статусу сторон в гражданском процессе.

Значительное количество процессуальных правил, содержащихся в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации, аналогично процессуальным нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и некоторым нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Наряду с этим, Кодекс содержит и ряд новелл.

Так, например, появился институт коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц.

Новеллой является требование о наличии высшего юридического образования представителей. К административному заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем. Кроме того, по ряду дел участие представителя является обязательным. В случае несоблюдения этого требования заявление может быть оставлено без движения, возвращено, а действующее производство – приостановлено. Участие представителя обязательно при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов.

Это же правило распространяется на дела о принудительном помещении в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке. В отсутствии такового в указанных последних двух случаях суд назначает адвоката.

Еще одной новеллой является возможность рассмотрения административного дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства – без проведения устного разбирательства и присутствия сторон в зале заседания. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Из предусмотренных Кодексом административного судопроизводства РФ мер процессуального принуждения можно выделить такие как ограничение выступления или лишение участника процесса слова, предупреждение и удаление из зала судебного заседание, штрафы. Некоторые из мер сохранили прежнее название, однако их содержание уточнено.

Судебные штрафы по Кодексу административного судопроизводства РФ существенно повышены.

В Кодексе установлены сокращенные сроки принятии и рассмотрения административных исковых заявлений, так, например, срок принятия заявления к производству составляет три дня с момента его поступления в суд.

Надо отметить, что общие сроки подачи апелляционной жалобы (представления) остались прежними, но для отдельных категорий административных дел установлены сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы (представления).

 

 

 

 

 



Возврат к списку


Написать в редакцию