301570, Тульская область, п. Волово,
ул. Ленина, д. 59
8 (48768) 2-10-89
8-950-907-35-64
  • vil.volovo@tularegion.org
  • 301570, Тульская область, п. Волово,
    ул. Ленина, д. 59
  • 8 (48768) 2-10-89
    8-950-907-35-64
07.05.2022 11:00:00

Они защищали Воловское небо

С первых дней войны советский народ по призыву Родины-матери встал на смертный бой. Вместе со всем народом на защиту встали и воловчане.
Железнодорожная станция Волово была важным стратегическим узлом, от которой отходили ветви дорог, связывающих Москву с Смоленском, Мичуринском и Донецком. Через станцию шли основные грузопотоки с оборудованием на Восток с эвакуированных предприятий Запада нашей страны, над которыми нависла угроза оккупации. На протяжении всего периода войны здесь шли эшелоны с вооружением, снаряжением для фронта, личным составом для пополнения армии. Немцы понимали важность железнодорожного узла, поэтому он постоянно, с первых дней войны подвергался массированным бомбардировкам со стороны немецкой авиации.
6 октября 1941 года на полевой аэродром поселка Волово был передислоцирован 74 штурмовой авиационный полк под командованием капитана С.Е.Сентемова, а на аэродром деревни Красный Холм – истребительный авиаполк, летчики которого должны были прикрывать полеты штурмовиков.
74–й штурмовой авиаполк по праву считался одним из старейших соединений ВВС Красной Армии. Он был сформирован в 1938 году. В составе авиаполка были опытные командиры, мужественные летчики, слаженный и трудолюбивый инженерно-технический состав.
Большинство летчиков полка были участниками боев в небе Испании, в боях с белофиннами, многие из них были уже награждены орденами и медалями.
«В первые часы нападения на нашу Родину, немцы обрушили из-за Буга шквальный артиллерийский огонь на аэродром Малые Взводы, вблизи белорусского города Пружаны, где полк нес охрану Государственной границы. Во время этих бомбежек были уничтожены почти все самолеты. Командир полка майор Васильев попал в плен и, по словам очевидцев, был немцами расстрелян.
Командование полком взял на себя, как старший по званию и возрасту, капитан С.Е.Сентемов. Полк перебазировался под Киев, где шли тяжелые и кровопролитные бои. Здесь полк понес очень большие потери: 32 самолета «ИЛ-2» не вернулись с поля боя, погибло 8 летчиков, не вернулись с задания 12 экипажей. Полк был направлен на переформирование в Воронеж. Закончив формирование в короткое время, полк 3 октября 1941 по приказу командования ВВС вылетел под Орел. Но по мере стремительного наступления немцев, был вынужден перебазироваться на аэродром в районе поселка Новосиль. Здесь близость линии фронта сковывала работу авиаполка. 6 октября 1941 года поступил приказ командования срочно, ночью, перебазироваться на полевой аэродром в поселке Волово. Перед летчиками полка стояла ответственная задача защищать дальние подступы к столице нашей Родины - Москве, бить с воздуха по наступающим войскам немцев. Вместе с авиаполком перебазировался 221 батальон технического обслуживания.
19 октября 1941 года в полк прибыл новый комиссар полка - старший политрук Компаниец Михаил Кириллович.
«Стояла осень, часто шли дожди. Взлетную полосу размывало. Но, несмотря на это, летчики полка ежедневно производили боевые вылеты. Отдельные летчики поднимались в воздух по нескольку раз в день. На воловской земле храбро сражались Иван Герман, Василий Олейник, Владимир Попов, Иван Сурилов, Кирилл Кетов, Николай Цыплухин, Павел Савченко, Дмитрий Кащеев, Николай Чувин, Григорий Мошенец. Им помогал технический состав: инженер полка Петр Иванов, инженер по вооружению Леонид Иродов, механики Иван Игнатов, Борис Козлов, Михаил Букашкин и многие другие».
15 октября 1941 года поступило сообщение разведки о том, что на аэродроме города Орла обнаружено до 50 самолетов вражеской авиации, готовящейся для нанесения ударов по Москве. «Командир полка приказал пятерке штурмовиков под командованием парторга лейтенанта Мошенца (фото 6) вылететь на боевое задание. Вот и орловский аэродром. Зенитки не открыли огня, значит, налета никто не ожидал. У самолетов суетились механики. Много машин рассредоточено по границе аэродрома, но полтора десятка машин стояло в ряд по линейке. Их и выбрал лейтенант Мошенец объектов первого удара. По радио он дал команду: «Атака!» и первым устремился на самолеты противника. Остальные последовали за ним. Самолеты загорелись. Столбы пыли и дыма поднялись с земли, а штурмовики, сделав разворот далеко за аэродромом, снова перестроились для атаки. В результате успешного налета было уничтожено около 10 вражеских самолетов, часть повреждена пушечным огнем. Очередной намет на Москву был сорван. За успешное выполнение задания летчики были представлены к награде - орденам Красной Знамени».
Но самые сложные и ответственные задания выполнял командир полка С.Е.Сентемов.
Степан Егорович Сентемов родился в 1904 году в деревне Сентемово Лебяжского района Кировской области. Он рано остался без отца, который погиб на первой мировой войне, а дед сломал позвоночник, работая на помещика. 10-летний Степан стал единственным кормильцем в семье. Он окончил 4 класса школы и начал свою трудовую деятельность. Потом была служба в армии, после нее учеба в Киеве в школе пехотных командиров. Но мечтал о небе. В 1935 году его мечта осуществилась, он окончил школу летчиков и был откомандирован в 74 ШАП. Здесь он и встретил войну.
20 октября 1941 года нужно было выполнить разведывательный полет в районе Орла-Мценска. Погода стояла нелетная. Тогда на выполнение задания вылетел капитан Сентемов. Его самолет был атакован двумя «Мессерами»», в результате самолет был подбит, а сам командир тяжело ранен в голову. Несмотря на это, он привел свой «Ил-2» на аэродром, пытался посадить его, но силы покинули его и на глазах у однополчан самолет врезался в землю. Так погиб командир полка Степан Егорович Сентемов.
Личный состав полка вместе с жителями поселка Волово похоронили своего командира со всеми почестями в парке. На его могиле был установлен винт боевой машины (пропеллер самолета). Позже на могиле был установлен памятник. Сегодня одна из улиц поселка Волово носит имя отважного летчика-штурмовика С.Е.Сентемова, а на здании средней школы №1 установлена мемориальная доска и памятник отважному летчику – уменьшенная в 4 раза модель самолета «Ил-2».
После гибели С.Е.Сентемова командиром полка был назначен Павел Афанасьевич Савченко.
27 октября 1941 года в 16 часов 15 минут экипажи летчиков готовились к очередному вылету на боевое задание в район станции Горбачево и города Плавска. Вдруг по направлению к станции Волово в небе появились 5 немецких самолетов Ме-110. Сержант Чувин Николай Иванович, первым подняв свой самолет в воздух, вступил в неравный бой с противником. Чувин Н.И. сбил один самолет противника, второй отступил. А храбрый летчик, не приземляясь, взял курс на выполнение боевого задания, где на шоссе Горбачево-Плавск уничтожил 5 автомашин немцев и рассеял всю автоколонну из 50 автомашин. За этот боевой вылет сержант Чувин Н.И. был награжден орденом Ленина.
Всего с полевого аэродрома поселка Волово было совершено 219 боевых вылетов и уничтожено около 80 автомашин, 50 бронемашин, 40 самолетов, много танков и другой боевой техники, а также нанесен значительный урон живой силе противника.
28 октября 1941 года 74 штурмовой авиационный полк получил приказ о передислокации на аэродром в город Сталиногорск (Новомосковск) Тульской области.


Источник : архив Воловского музея
Они защищали Воловское небо

Возврат к списку

Написать в редакцию