Яснополянские комодные куклы

Яснополянские комодные куклы

Ясная Поляна – место очень известное и не только тулякам, также, как и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Здесь он родился, прожил долгую, творчески богатую жизнь.

Произведения Толстого бессмертны, они остаются востребованными и не утратили своей ценности.

В семье Толстых ценили слово, хорошие манеры, любили искусства, в доме было много картин, здесь часто звучала музыка. Супруга писателя Софья Андреевна стала одним из главных энтузиастов и организаторов семейных театрализованных праздников в Ясной Поляне, в том числе рождественских елок с приглашением крестьянских детей. Для них хозяйка дома вместе со своими детьми мастерила в подарок наряженных куколок. Софья Андреевна лепила из гипса, занималась флористикой, делала изящные букеты цветов. Лев Николаевич тоже в свое время посещал школу ваяния и считал, что это его обогатило как писателя.

«…Вся жизнь человеческая наполнена произведеньями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, украшений жилищ, одежд, утвари до церковных служб, торжественных шествий», – писал Толстой.

В начале 90-х годов прошлого века, когда Государственный мемориальный и природный музей-заповедник «Ясная Поляна» возглавил один из потомков великого писателя, Владимир Ильич Толстой, началось активное возрождение живой яснополянской жизни. Отношение великого писателя к народной культуре, художественные традиции семьи Толстых, которые были поистине кладезем самых разнообразных творческих начинаний и художеств, сохранившийся фондовый материал музея-усадьбы – все это послужило первоосновой для создания в 1997 году яснополянских творческих мастерских и возрождения декоративно-прикладных ремесел.

Как мы уже говорили, лепка входила в творческие интересы Толстых. Обжига изделий они не производили. Но фактов оказалось достаточно, чтобы в яснополянских мастерских родилась идея изготовления керамических изделий. Глину добывали в окрестностях речки Ясенки разных цветов. Основной цвет – терракотовый, также накапывали коричневую, желтую, черную, белую, до восьми оттенков. Лабораторные проверки подтвердили – яснополянская глина чистая и очень качественная.

Сначала керамические изделия расписывали темперой, искали свой образ, пробовали разную художественную технику. Остановились на ангобе. Ангоб – декоративное покрытие, тонкий слой цветной глины. На Руси подобное покрытие белой глиной называли «побела».

Роспись наносится на керамику до обжига. Когда изделие уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги, именно это обеспечивает прочное сцепление ангоба с поверхностью. Глину разводят до консистенции сметаны. По сырому глиняному черепку наносят рисунок жидкой глиной, подсушивают, затем происходит спекание. Натуральная цветная глина имеет мягкую, приглушенную, часто неопределенную окраску. В основном это теплые тона. Смешивая натуральные глины, можно получить тончайшие оттенки. При всем их разнообразии ангобы не имеют в своей гамме холодных цветов; синий и зеленый привносят специальные добавки – пигменты.

В Воловском художественно-краеведческом музее проходит удивительная кукольная выставка. Ее экспонаты не просто куклы из глины, это комодные куклы из Ясной Поляны.

Что это за направление в данном виде искусства? И почему именно «комодные»? Нам об этом рассказала сотрудник музея Татьяна Попенко:

-Яснополянские комодные куклы – отдельное направление в яснополянской керамике. Обычно яснополянские мастера расписывают керамические изделия цветными глинами (ангобами), но такой метод не позволяет подобрать нужный цвет согласно требованиям моды конкретного периода, поэтому для более точной передачи цветовой гаммы костюма, лиц, причесок каждая комодная кукла расписывается художником уже после обжига темперными красками. В этом и состоит отличие.

 На выставке представлены глиняные куклы в костюмах XVIII–XIX веков, созданные сотрудниками яснополянского музея. Небольшие статуэтки изображают дам разных эпох в элегантных платьях на кринолине и с турнюрами, в кокетливых шляпках и с зонтиками от солнца, словно сошедших со страниц книг Льва Николаевича Толстого. В XIX веке комодные куклы назывались куклами для любования. Этими куклами дети не играли. Их ставили на комод для привлечения внимания гостей в дворянских домах. Это тонкая и кропотливая работа, поражающая своим изяществом. Кропотливо и с удивительной точностью расписывают мастера наряды своих маленьких красавиц.

На выставке представлены работы мастеров: Юлии Лыковой, Людмилы Саустовой, Оксаны Наумушкиной, Елены Самохиной.

Кроме комодных кукол на выставке также представлены и другие изделия яснополянской керамики. Это декоративные тарелки, искусно расписанные мастерами.  

Сначала на них наноситься предварительный контур, который заполняется ангобами. Последняя стадия – гравировка, процарапывание тонкой спицей. Этим методом можно добиться тонких нюансов, добавить что-то свое.

Одно из традиционных направлений росписи – изображение мифологических древнеславянских животных и птиц. Семаргл – в древнерусской языческой мифологии божество в образе крылатой собаки, охранитель посевов, защитник веры и олицетворение вооруженного добра. Сладкозвучная птица-дева Сирин, Грифон, полулев-полуорел с острыми когтями и белоснежными крыльями, охраняющий путь к спасению. А также растительные элементы: цветы и листочки, которые отражают красоту природы Ясной Поляны.  Замечательные образы, которые рождаются в воображении мастеров, удивительное ощущение красоты и гармонии.

Посетив выставку, в очередной раз убеждаешься в неиссякаемом таланте и мастерстве русского человека, которое имеет глубокие корни и передается из поколения в поколение. Отрадно, что яснополянское керамическое искусство продолжает жить и развиваться.

 

Лариса Придачина