Олеся Родионова: влияние экстремизма на молодежную культуру
- 12.01.2025 13:00
- Фото: Время и люди
Предупреждение проявлений экстремизма в молодёжной среде - задача не только ответственная, но и трудоёмкая. Экстремизм в молодёжной среде как негативное социальное явление детерминирован целым комплексом социально неблагоприятных обстоятельств, имеющихся во всех основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних и лиц, перешагнувших этот рубеж, - в семье, школе, на производстве, в сфере досуга.
Экстремистские группы и движения в молодёжной среде России имеют различную степень организованности как с единым центром и жёсткой военизированной системой, так и с более аморфными формами (скинхеды). Российские скинхеды неоднородны. Среди приверженцев указанного движения есть как пропагандирующие националистические идеи, так и противники соответствующих идей.
Молодёжные экстремистские группы и движения в России в последние годы приобрели значительное число членов. Деятельность последних всё чаще является предметом серьёзной озабоченности, как граждан, так и органов власти России.
Если о состоянии преступности и других правонарушениях несовершеннолетних можно относительно точно судить по официальной статистике, то об антиобщественном поведении членов молодёжных групп экстремистской направленности можно лишь строить более или менее точные предположения на основе весьма неполных статистических данных и данных выборочных социологических и криминалистических исследований.
Современный молодёжный экстремизм детерминируется:
а) кризисом общества и его основных институтов. И то и другое не могло не отразиться на содержании и направленности молодёжной субкультуры;
б) кризисом института семьи и семейного воспитания. Подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека со стороны родителей и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой стороны - к прагматизму и социальной неадаптированности, и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Сами взрослые агрессивным стилем воспитания порождают агрессивную молодёжь;
в) коммерциализацией средств массовой информации. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходиться, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается;
г) тенденцией к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении. Деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в нарастании сцен и эпизодов насилия, в усилении их жестокости, натуралистичности;
д) недостаточное внимание к культурному развитию населения со стороны властных структур, которые не осознают того, что без этого невозможно осуществление социальных проектов, а тем самым и выход из кризиса. С другой стороны, коммерция всё глубже проникает в самые разные области культурной жизни.
Причины и условия преступлений несовершеннолетних концентрируются в противоречиях государственной молодёжной политики и, прежде всего в сфере трудовой занятости и профессионального образования, семейного, школьного воспитания, организации спорта и досуга молодёжи, профилактического контроля со стороны правоохранительных органов и учёбных учреждений.
Молодёжные и подростковые группы становятся главной референтной группой, особенно у правонарушителей. Коммерциализация молодёжного досуга и спорта, ставших доступными лишь для материально обеспеченного населения, выбросила подростков на улицу. Там их охотно воспитывают взрослые преступники в нужном им направлении. Известны случаи, когда профессиональные преступники вместо ликвидированных пионерских лагерей и спортивных школ создавали собственные места отдыха и занятий безнадзорных несовершеннолетних.
Асоциальная направленность такого рода воспитания очевидна.
Проблема лидерства и проблема символизма - вещи одного порядка. И то и другое работает на самоорганизацию молодёжных неформальных объединений, лежащих вне основной социальной структуры. Именно такие «исключённые» сообщества демонстрируют закономерности самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от которых исключённое сообщество отгорожено коммуникативных барьером. По этой сети идёт информация, определяющая задачи и влияющая на внутреннюю структуру сообщества. Иными словами, код внутреннего устройства уже заранее задан извне.
Рассматриваемые молодёжные формирования - это сообщества-изгои, исключённые из коммуникативной системы общества. Чем более они изолированы, тем в большей мере идущие внутри него процессы спонтанны и, значит, тем явственнее проступают закономерности социальной самоорганизации. А это означает, что каналы коммуникаций с более широкими системами прерваны и по ним не идёт информация, которая могла бы повлиять на внутреннюю структуру сообщества.
Старший инспектор ПДН ОП «Воловское»МОМВД
России «Богородицкий»
майор полиции О. Родионова